Читательская грамотность – это базовый навык или главная составляющая функциональной грамотности. Читательская грамотность – это не перелистывание книги с попутным рассматриванием картинок, это умение размышлять над прочитанным текстом, отбирать необходимую информацию в огромном потоке и найти ей применение в той или иной жизненной ситуации.
Процесс формирования читательской грамотности в детском саду состоит из нескольких этапов, а именно:
- Пассивного. Дети не умеют читать, но являются благодарными слушателями тех произведений, которые им читают.
- Активного. Дети проявляют большой интерес к книге, просят педагога им читать, легко усваивают на занятиях и дома буквы родного языка, а также начинают читать сами.
Одна из задач, поставленных перед педагогами детского сада – это научить детей самостоятельно искать знание, и не только находить, но и уметь анализировать и оценивать. Для такого обучения, само собой, необходимо использование определённых педагогических технологий. С их помощью дети самостоятельно «находят» знания, у них появляется вполне сформированное личное мнение, т.е. они уже способны давать оценку относительно определённой ситуации, используют свои знания, как в обычных, так и не в стандартных условиях, а также учатся ставить новые вопросы, аргументировать свои ответы. Также, необходимо помнить о том, что развивающая предметно-пространственная среда тоже способствует грамотному восприятию книг и раскрытию творческого потенциала дошкольника во время работы с произведениями.
Наиболее распространёнными методами и приёмами формирования читательской грамотности можно назвать следующие:
- Чтение произведения вслух, для дословной передачи текста, по книге или же наизусть.
- Для более детального и глубоко восприятия текста произведения используется беседа, которая, также, помогает выразить ребёнку свое отношение к услышанному.
- Незаконченное чтение или чтение с продолжением, позволяющее развить у ребёнка устойчивый интерес к литературному произведению, вызвать радость от встречи с уже полюбившимися героями.
- Разучивание стихотворений.
- Чтение с использованием наглядного материала.
- Проектная деятельность, подразумевающая изготовление книжек-малышек, создание тематических журналов и энциклопедий. В ходе данной деятельности совершенствуются умения детей отражать результаты восприятия произведений.
- Обсуждение прочитанного в кругу ровесников, одногруппников, в группе, где дети без страха могут поделиться своими впечатлениями об услышанном или прочитанном.
Формированию читательской грамотности в дошкольном возрасте, также, помогут такие приемы развития критического мышления как:
- Верные и неверные утверждения.
- Прием «Кластер».
- Синквейн.
- Дерево предсказаний.
- Чтение с остановками.
- Толстые и тонкие вопросы.
- Перемешанные события.
Процесс формирования читательской грамотности в старшем дошкольном возрасте будет результативным только при условии целенаправленного и систематического взаимодействия педагогов детского сада и родителей. Важно, чтобы и в детском саду, и дома царила атмосфера любви и интереса к чтению.
Раскрытие понятия «читательская грамотность» позволило нам сделать вывод о том, что главная задача детского сада — сформировать предпосылки читательской грамотности дошкольника (предпосылки функциональной грамотности) для того, чтобы будущий выпускник мог опереться на чтение как на основной вид учебной деятельности в школе, т.е. для правильного формирования читательской деятельности, которая, в свою очередь, является фундаментом для формирования квалифицированного читателя.
Приемы формирования читательской грамотности у дошкольников
СКАЗКОТЕРАПИЯ
ПОТЕШКИ
Ваня, Ваня простота
Едет белка на тележке
Совушка — сова
Рано по — утру
Божья коровка
Ах качи, качи, качи
СКАЗКИ
РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ
РЕПКА
КУРОЧКА РЯБА
КОЛОБОК
МАША И МЕДВЕДЬ
ЛИСА И ЗАЯЦ
КОТ, ПЕТУХ И ЛИСА
ЛИСА И ВОЛК
ЛИСИЧКА СО СКАЛОЧКОЙ
ЗИМОВЬЕ ЗВЕРЕЙ
ГУСИ-ЛЕБЕДИ
ПО-ЩУЧЬЕМУ ВЕЛЕНИЮ
СЕСТРИЦА АЛЁНУШКА И БРАТЕЦ ИВАНУШКА
ДВА МОРОЗА
АВТОРСКИЕ СКАЗКИ
СКАЗКИ КОРНЕЯ ИВАНОВИЧА ЧУКОВСКОГО
АЙБОЛИТ
ФЕДОРИНО ГОРЕ
МОЙДОДЫР
СКАЗКИ НИКОЛАЯ НИКОЛАЕВИЧА НОСОВА
ЖИВАЯ ШЛЯПА
ФАНТАЗЁРЫ
ЗАТЕЙНИКИ
ОГУРЦЫ
СКАЗКИ ХАНСА КРИСТИАНА АНДЕРСЕНА
ДЮЙМОВОЧКА
СКАЗКИ БРАТЬЕВ ГРИММ
БРЕМЕНСКИЕ МУЗЫКАНТЫ