Сказкотерапия

 «У кого в детстве не бывает сказки,

тот вырастает сухим, колючим человеком,

 и люди об него ушибаются, как о лежащий на дороге камень,

и укалываются как о лист осота»

И. Токмакова

 

Сказкотерапия — здоровьесберегающая педагогическая технология, включающая в себя систему мер, обеспечивающих сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития.Это метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром.

Основной принцип сказкотерапии – это целостное развитие личности, забота о душе (в переводе с греческого – забота о душе и есть терапия).

Классификация сказок

Сказки можно разделить на следующие виды: дидактические, медитативные, психотерапевтические, художественные сказки. Художественные в свою очередь подразделяются на народные, бытовые, страшные, волшебные и сказки о животных.

Теперь рассмотрим каждый вид подробнее:

  • дидактическая сказка:самая простая и ненавязчивая. Цель дидактической сказки — передать ребёнку некое новое знание, умение, навык. Она повествует о новых понятиях (дом, природа, семья, правила поведения в обществе);
  • художественная сказка:знакомит ребенка с эстетическими принципами, традициями человечества;

 

  • диагностическая сказка: в случае, ели ребенок выбрал себе любимую сказку и героя, то в данном контексте герой является прообразом самого ребенка, каким бы он хотел быть;
  • профилактическая сказка:сюда можно отнести сказки для чтения, служащие накоплению ребенком знаний;
  • медитативная сказка:формирует положительное состояние малыша (например, перед сном).

Особенностью каждой в отдельности сказки является значительная переработка сведений, получаемых от эмоционального окружения; чёткая композиция с характерной симметрией отдельных элементов, с их повторяемостью; схематичность и краткость изложения материала, облегчающая рассказывание и слушание. 

Функции сказки

 

С социально-педагогической точки зрения важны социализирующая, креативная, голографическая, развивающе-терапевтическая, культурно-этническая, лексико-образная функции сказки.

  1. 1.     Функция социализации.Социализирующая функция — приобщение новых поколений к общечеловеческому и этническому опыту, аккумулированному в интернациональном мире сказок.
  2. Креативная. Креативная функция — это способность выявлять, формировать, развивать и реализовать творческий потенциал личности, его образное и абстрактное мышление.
  3. Голографическая. Голографическая функция проявляется в трех основных формах:
    — способность сказки в малом являть большое;
    — способность представлять мирозданье в трехмерном пространственном и временном измерениях (небо — земля — подземный мир; прошлое — настоящее — будущее);
    — способность сказки актуализировать все органы чувств человека, быть основой для создания всех видов, жанров, типов эстетического творчества.
  4. Развивающее – терапевтическая.Развивающее -терапевтическая функция — воспитание здорового образа жизни, охрана человека от пагубных увлечений, пристрастий.
  5. Культурно – этническая. Культурно-этническая функция — приобщение к историческому опыту разных народов, этнической культуре: быт, язык, традиции, атрибутика.
  6. Лексико – образная. Лексико-образная функция — формирование языковой культуры личности, владение многозначностью и художественно-образным богатством речи.

Задачи сказкотерапии

— Развитие речи

—  Снятие эмоционального и мышечного напряжения

—  Снижение импульсивности и тревожности

—  Развитие навыков взаимодействия

—  Развитие внимания, восприятия, воображения

—  Развитие общей и мелкой моторики, координации    движений

—   Облегчение адаптационного периода.

В итоге применения сказкотерапии как эффективного метода для развития речи, ребёнок приобретает немало новых, не свойственных именно своему характеру черт, такие как творчество, активность, эмоциональность, самостоятельность.

КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ:

     «Сказкотерапия, как средство эмоционального и коммуникативного развития детей дошкольного возраста»

КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ВОСПИТАННИКОВ:

  «Роль сказки в воспитании детей дошкольного возраста. Сказкотерапия»

СКАЗКОТЕРАПИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ В КАРТИНКАХ:

(СОСТАВЛЯЕМ СКАЗКИ ПО КАРТИНКАМ)

 

 

ЗАНЯТИЯ С ВОСПИТАННИКАМИ

 

Конспект непрерывной организованной образовательной деятельности «Путешествие в страну сказок»

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАКЕТОВ 

СКАЗКА «АЙБОЛИТ»

Комментарии

Добавить комментарий