«У кого в детстве не бывает сказки,
тот вырастает сухим, колючим человеком,
и люди об него ушибаются, как о лежащий на дороге камень,
и укалываются как о лист осота»
И. Токмакова
Сказкотерапия — здоровьесберегающая педагогическая технология, включающая в себя систему мер, обеспечивающих сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития.Это метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром.
Основной принцип сказкотерапии – это целостное развитие личности, забота о душе (в переводе с греческого – забота о душе и есть терапия).
Классификация сказок
Сказки можно разделить на следующие виды: дидактические, медитативные, психотерапевтические, художественные сказки. Художественные в свою очередь подразделяются на народные, бытовые, страшные, волшебные и сказки о животных.
Теперь рассмотрим каждый вид подробнее:
- дидактическая сказка:самая простая и ненавязчивая. Цель дидактической сказки — передать ребёнку некое новое знание, умение, навык. Она повествует о новых понятиях (дом, природа, семья, правила поведения в обществе);
- художественная сказка:знакомит ребенка с эстетическими принципами, традициями человечества;
- диагностическая сказка: в случае, ели ребенок выбрал себе любимую сказку и героя, то в данном контексте герой является прообразом самого ребенка, каким бы он хотел быть;
- профилактическая сказка:сюда можно отнести сказки для чтения, служащие накоплению ребенком знаний;
- медитативная сказка:формирует положительное состояние малыша (например, перед сном).
Особенностью каждой в отдельности сказки является значительная переработка сведений, получаемых от эмоционального окружения; чёткая композиция с характерной симметрией отдельных элементов, с их повторяемостью; схематичность и краткость изложения материала, облегчающая рассказывание и слушание.
Функции сказки
С социально-педагогической точки зрения важны социализирующая, креативная, голографическая, развивающе-терапевтическая, культурно-этническая, лексико-образная функции сказки.
- 1. Функция социализации.Социализирующая функция — приобщение новых поколений к общечеловеческому и этническому опыту, аккумулированному в интернациональном мире сказок.
- Креативная. Креативная функция — это способность выявлять, формировать, развивать и реализовать творческий потенциал личности, его образное и абстрактное мышление.
- Голографическая. Голографическая функция проявляется в трех основных формах:
— способность сказки в малом являть большое;
— способность представлять мирозданье в трехмерном пространственном и временном измерениях (небо — земля — подземный мир; прошлое — настоящее — будущее);
— способность сказки актуализировать все органы чувств человека, быть основой для создания всех видов, жанров, типов эстетического творчества. - Развивающее – терапевтическая.Развивающее -терапевтическая функция — воспитание здорового образа жизни, охрана человека от пагубных увлечений, пристрастий.
- Культурно – этническая. Культурно-этническая функция — приобщение к историческому опыту разных народов, этнической культуре: быт, язык, традиции, атрибутика.
- Лексико – образная. Лексико-образная функция — формирование языковой культуры личности, владение многозначностью и художественно-образным богатством речи.
Задачи сказкотерапии
— Развитие речи
— Снятие эмоционального и мышечного напряжения
— Снижение импульсивности и тревожности
— Развитие навыков взаимодействия
— Развитие внимания, восприятия, воображения
— Развитие общей и мелкой моторики, координации движений
— Облегчение адаптационного периода.
В итоге применения сказкотерапии как эффективного метода для развития речи, ребёнок приобретает немало новых, не свойственных именно своему характеру черт, такие как творчество, активность, эмоциональность, самостоятельность.
КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ:
«Сказкотерапия, как средство эмоционального и коммуникативного развития детей дошкольного возраста»
КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ВОСПИТАННИКОВ:
«Роль сказки в воспитании детей дошкольного возраста. Сказкотерапия»
СКАЗКОТЕРАПИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ В КАРТИНКАХ:
(СОСТАВЛЯЕМ СКАЗКИ ПО КАРТИНКАМ)
ЗАНЯТИЯ С ВОСПИТАННИКАМИ
Конспект непрерывной организованной образовательной деятельности «Путешествие в страну сказок»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАКЕТОВ
СКАЗКА «АЙБОЛИТ»
Комментарии