• Концепция инклюзивного образования детей с ОВЗ в Ставропольском крае
• Инструктирование сотрудников по вопросам доступности для инвалидов услуг и объектов
• Инструктирование сотрудников по вопросам доступности для инвалидов услуг и объектов Часть 2
Реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики. В России началась реализация Программы по созданию безбарьерной (доступной) среды для инвалидов и маломобильных групп населения.
В соответствии с нормативными документами РФ к маломобильным группам населения относятся:
· Инвалиды с поражением опорно-двигательного аппарата (включая инвалидов, использующих кресла-коляски)
· Инвалиды с нарушением зрения и слуха
· Лица преклонного возраста (60 лет и старше)
· Временно нетрудоспособные
· Беременные женщины
· Люди с детскими колясками
· Дети дошкольного возраста.
Безбарьерная (доступная) среда — это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни.
Одной из важных задач Программы является создание необходимых условий для безбарьерной среды, дружелюбной окружающей среды, благодаря которым возможно наиболее полное развитие способностей и максимальная интеграция инвалидов в общество. Критерием оценки такой политики является доступность для инвалида физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, а также доступность информации и каналов коммуникации.
В современном обществе создание доступности образовательного пространства — приоритетная задача не только государственного, но и международного значения. В настоящее время государственная политика нашей страны направлена на поддержку детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Согласно образовательной политике Российской Федерации, «особое внимание требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов…»
Одним из приоритетных направлений государственной политики является политика создания условий для предоставления детям-инвалидам и детям с ОВЗ равного доступа к качественному образованию в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, с учетом особенностей их психофизического развития.
ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА
В современном образовании поставлена цель — обеспечить доступное и качественное образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Поэтому МКДОУ «Детский сад №11 «Cказка» принимает на себя обязательство выстроить образовательный процесс таким образом, чтобы дети с ОВЗ и дети-инвалиды были включены в него и могли обучаться совместно с другими детьми. Наши педагоги ДОУ учатся работать с разноуровневым контингентом детей, находящихся в одном информационном поле. В группе могут присутствовать здоровые дети и дети с ОВЗ, такие как: дети с ДЦП, слабовидящие, слабослышащие, дети с нарушением РАС и дети-инвалиды.
Значения условных обозначений категорий инвалидов:
Инвалиды с нарушением слуха
Инвалиды с нарушением зрения
Инвалиды с нарушением интеллекта
Инвалиды на кресле-коляске
Инвалиды с нарушением опорно-двигательного аппарата
Предметно-развивающая среда — это система материальных объектов деятельности детей, функционально моделирующая содержание духовного и физического развития самих детей. Поэтому педагоги уделяют огромное внимание изменению, обогащению, улучшению развивающей среды для детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Предметная среда должна обеспечивать возможность педагогам эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровнем активности, но самое главное должна способствовать развитию самостоятельности и самодеятельности детей. Педагоги моделируют развивающую среду, исходя из возможностей воспитанников, учитывая индивидуальные особенности детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
Помимо этого, при организации предметно-развивающей среды учитываются:
· закономерности психического развития,
· показатели здоровья дошкольников,
· психолого-физиологические особенности,
· уровень общего развития,
· коммуникативные особенности и речевое развитие,
· эмоциональное благополучие.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО по созданию специальных условий обучения, воспитания и развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, развивающая предметно-пространственная среда для детей с ОВЗ и детей-инвалидов в нашем детском саду способствует наиболее эффективному развитию индивидуальности каждого ребенка, с учетом его склонностей и интересов, облегчает процесс адаптации с учетом интеграции образовательных областей и соблюдения принципов ФГОС.
При построении коррекционной образовательной среды ДОУ для детей с ОВЗ учитываются следующие принципы:
1. Принцип развития — Взаимосвязь всех сторон личностного развития; целостность личностного развития; готовность личности к дальнейшему развитию.
2. Принцип природособразности воспитания — Соответствие педагогического влияния биологической и социальной природе ребенка с ОВЗ; понимание сложности внутренней природы ребенка, выраженности отклонения в его развитии.
3. Принцип психологической комфортности — Создание благоприятного микроклимата общения, стимулирующего активность дошкольника с ОВЗ; обеспечение воспитаннику положительного «эмоционального самочувствия».
4. Принцип взаимодействия — Установление глубоких личностных отношений между участниками педагогического процесса (педагоги, дети, родители); воспитатель как равноправный партнер и сотрудник в процессе взаимодействия.
5. Принцип доверительного сотрудничества — Отсутствие давления на ребенка, доминантности во взаимодействии с ребенком: открытость, искренность в сотрудничестве.
6. Принцип обучения деятельности — Обучение умению ставить цели и реализовывать их, в дальнейшем формирование готовности к самостоятельному познанию у детей.
7. Принцип здоровьесберегающий — Забота о душевном состоянии ребенка, его психологическом и физическом благополучии; обеспечение психологического комфорта; устранение стрессогенных факторов, факторов, влияющих негативно на соматическое и психическое здоровье ребенка.
Предоставление услуг на объекте МКДОУ «Детский сад №11 «Сказка»
- Автостоянка (места) для инвалидов — не имеется;
- Адаптированные лифты — отсутствуют;
- Раздвижные двери — не имеется;
- Пандус — не имеется
- Вывески со шрифтом Брайля — имеется.
На официальном сайте ДОУ установлена функция «Версия для слабовидящих»:
https://сказка11.рф
— возможность предоставления образовательных услуг в дистанционном режиме или на дому. Услуги родителям (законным представителям) из числа инвалидов и иных маломобильных групп населения МКДОУ «Детский сад № 11 «Сказка» предоставляет в консультативном пункте, также может быть оказана услуга с выездом на дом, в дистанционном формате (по электронной почте elena-buryakova2014@mail.ru, через сайт https://сказка11.рф либо по телефону 8 (87964) 6-50-27. Подробнее о функционировании консультативного пункта на странице нашего сайта «Консультативный пункт» https://сказка11.рф/консультативный-пункт
Для родителей, неорганизованных детей, в дистанционном режиме функционирует «Служба психолого-педагогического сопровождения семьи»:https://сказка11.рф/консультативный-пункт/
Специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального использования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья не предусмотрено.
В 2022-2023 учебном году в МКДОУ «Детский сад «Сказка» воспитанников с ОВЗ, детей инвалидов нет.
РОДИТЕЛЯМ ВАЖНО ЗНАТЬ!
Детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам государство обеспечивает (в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида):
· дошкольное воспитание;
· внешкольное воспитание и образование;
· среднее общее образование;
· среднее профессиональное образование;
· высшее профессиональное образование.
Им предоставляется возможность посещать детские дошкольные учреждения общего типа, если же состояние их здоровья это исключает, они направляются в специальные дошкольные учреждения.
Если ребенок-инвалид не может посещать специальное общеобразовательное учреждение, его обучают на дому по полной общеобразовательной или индивидуальной программе. Основанием для этого является заключение лечебно-профилактического учреждения.
Обучением ребенка на дому занимается ближайшее к его месту жительства образовательное учреждение, которое бесплатно предоставляет учебники, учебную, справочную и другую литературу, обеспечивает специалистами из числа педагогических работников, оказывает методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ, осуществляет промежуточную и итоговую аттестацию, выдает прошедшим итоговую аттестацию документ государственного образца о соответствующем образовании.
Родители (законные представители) могут при домашнем обучении дополнительно приглашать педагогических работников из других образовательных учреждений
ИНФОРМАЦИЯ О СПЕЦИАЛЬНО ОБОРУДОВАННЫХ УЧЕБНЫХ КАБИНЕТАХ
Специально оборудованных учебных кабинетов в детском саду нет.
СПЕЦИАЛЬНО ОБОРУДОВАННЫЕ ОБЪЕКТЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Дети инвалиды и дети с ОВЗ небольшой и средней тяжести участвуют в образовательном процессе на общих основаниях. При организации образовательной, игровой деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья имеется коррекционное оборудование: фитболы разного размера, массажные мячи, набивные мячи, массажные дорожки, мягкие спортивные модули, мягкие маты. В ДОУ обеспечено психолого–педагогическое сопровождение воспитанников всех категорий. Специально оборудованные объекты для проведения практических занятий не предусмотрены.
Развивающая предметно-пространственная среда постоянно совершенствуется за счет приобретения нового игрового оборудования и мебели. Подбирается определённое оборудование: дидактические материалы, средства, соответствующие психолого-педагогическим особенностям возраста воспитанников. Предусматривается реализация принципа интеграции образовательных областей, развития детских видов деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно исследовательской, изобразительной, конструктивной, восприятия художественной литературы и фольклора, музыкальной, двигательной. РППС отвечает санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям. РППС в группах детского сада построенная по следующим принципам: открытость; гибкое зонирование; мобильность; полифункциональность, интеграция; гендерный подход; учет возрастных особенностей. В группах оборудованы физкультурные зоны с набором игр, пособий для развития движений, снятия статического напряжения. Для занятий с детьми в спортивном зале имеется оборудование необходимый спортивный инвентарь: гимнастическая стенка, спортивные маты, обручи и мячи разных размеров, скамейки, скакалки, гимнастические палки, шнуры для выполнения упражнений, кегли, ленты и многое другое. Размещение оборудования отвечает возрастным особенностям и потребностям детей. Расположение мебели и игрового оборудования отвечает требованиям техники безопасности, принципам психологического комфорта, позволяет свободно перемещаться в пространстве.
СПЕЦИАЛЬНО ОБОРУДОВАННЫЕ БИБЛИОТЕКИ
В детском саду отдельного помещения библиотеки нет, литература находится в методическом кабинете. Кабинет укомплектован учебно-методическими пособиями, справочными изданиями, детской художественной литературой, которые подобраны в соответствии с образовательными областями: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
СПЕЦИАЛЬНО ОБОРУДОВАННЫЕ СПОРТИВНЫЕ ОБЪЕКТЫ
Специально оборудованные спортивные объекты в детском саду отсутствуют.
Сохранение и укрепление здоровья одна из приоритетных задач дошкольного учреждения. Для развития физических качеств и обеспечения разнообразной двигательной активности дошкольников детского сада функционируют различные объекты спорта: физкультурный зал, уголки двигательной активности в группах, стадион на территории детского сада. В физкультурном зале воспитанники детского сада занимаются физической культурой, утренней гимнастикой, здесь проходят физкультурные досуги, спортивные соревнования, праздники, а также кружковая работа по физкультурному направлению. Зал оснащен всем необходимым спортивным оборудованием и инвентарем; Стадион используется для проведения утренней гимнастики, физкультурных занятий, спортивных праздников и развлечений на улице. Уголки двигательной активности используются для проведения подвижных игр, закаливающих процедур и самостоятельной двигательной активности детей
ФОТО
Физкультурный уголок в группе
СПЕЦИАЛЬНО ОБОРУДОВАННЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Педагоги МКДОУ «Детский сад № 11 «Сказка» применяют в образовательном процессе элементы учебно-материальной базы, являющиеся компонентом учебно-воспитательного процесса, средства обучения оказывают большое влияние на все другие его компоненты — цели, содержание, формы, методы.
В детском саду имеются следующие средства обучения :
- печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, рабочие тетради, раздаточный материал и т.д.);
- аудиовизуальные (презентации, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы);
- наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски,);
- активизация познавательной деятельности, творческого потенциала, решения коррекционных задач — песочные столы. Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС ДО к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно — образовательных задач в оптимальных условиях. Оборудование отвечает санитарно — эпидемиологическим нормам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕСПРЕПЯТСТВЕННОГО ДОСТУПА В ЗДАНИЕ
МКДОУ «Детский сад № 11 «Сказка» — двухэтажное здание, которое не предусматривает наличие подъемников и других приспособлений, обеспечивающий доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Тифлотехника, тактильные плитки, напольные метки, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений, приспособления для туалета/душа, кровати и матрасы специализированного назначения в учреждении отсутствуют. Здание детского сада оснащено системой противопожарной сигнализации и световым табло «Выход», видеонаблюдением. При необходимости, инвалиду или лицу с ОВЗ будет предоставлено сопровождающее лицо.
СПЕЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ПИТАНИЯ
В МКДОУ «Детский сад № 11 «Сказка» организовано сбалансированное питание в соответствии с действующим Постановлением от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.10.2020 № 32 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения», примерным 10-дневным меню, утвержденным заведующим МКДОУ «Детский сад № 11 «Сказка» . Специальные условия питания инвалидов и лиц с ОВЗ не предусмотрены.
СПЕЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ
Санитарно-гигиеническое состояние МКДОУ «Детский сад № 11 «Сказка» соответствует требованиям СанПин 2.4.3648-20. Световой, воздушный и питьевой режимы соблюдаются. Имеются медицинские кабинеты, оборудованные в соответствии с нормативными требованиями. Охрана здоровья осуществляется в полном соответствии с нормативными актами Российской Федерации. Весь педагогический состав ежегодно проходит инструктаж по оказанию первой медицинской помощи.
С целью снижения заболеваемости проводятся профилактические и закаливающие мероприятия (утренняя и корригирующая гимнастика с использованием дыхательных упражнений, воздушные ванны, правильная организация прогулки, соблюдение температурного режима в течение дня); все помещения оборудованы рециркуляторами воздуха;
Детский сад обслуживает медицинская сестра . Медицинский персонал наряду с администрацией несет ответственность за здоровье и физическое развитие детей, проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима и обеспечение качества питания. Ежегодно составляется комплексный план оздоровления детей с учетом возможностей МКДОУ «Детский сад № 11 «Сказка» , который включает в себя оздоровительные мероприятия: закаливающие мероприятия, витаминотерапия, вакцинопрофилактика, элементы лечебной физической культуры.
ДОСТУП К ИНФОРМАЦИОННЫМ СИСТЕМАМ И ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫМ СЕТЯМ
Одним из важных направлений в деятельности детского сада является информатизация образовательного процесса, которая рассматривается как процесс, направленный на повышение эффективности и качества воспитательно – образовательного процесса, и администрирования посредством применения ИКТ (информационно-коммуникативных технологий).
В свободном доступе для детей в детском саду компьютеров не имеется, для педагогов и административного управления — 3 компьютера, 2 ноутбука — все имеют выход в Интернет, 2 проектора, 3 принтера и интерактивная доска. А также детский сад оснащен — фотоаппаратом, видеокамерами, 2 телевизорами, 5 магнитофонами и музыкальным центром.
В свободное от деятельности с детьми время каждый педагог детского сада может воспользоваться техническими и сетевыми ресурсами для выполнения воспитательно-образовательных задач.
Рассматривая процессы повышения эффективности образовательного и управленческого процессов через призму информатизации, мы считаем, что компьютер может и должен стать тем инструментом, который позволяет: во-первых, повысить эффективность воспитательно-образовательного процесса, так как:
- включение в образовательную деятельность мультимедиа материалов (видео, звука, иллюстрационного материала) повышает ее наглядность;
- использование цифровых образовательных ресурсов предметной направленности позволяет организовать изучение материала каждым воспитанником индивидуально, в наиболее предпочтительном для него темпе;
- сетевые возможности компьютера позволяют выйти в поисках необходимой информации за рамки группового помещения, того объема информации, которая предоставляется воспитателем или родителями.
В детском саду создан, постоянно пополняющийся и обновляющийся сайт, на котором располагается информация о деятельности учреждения, её основных направлениях; об истории и развитии детского сада, его традициях, о воспитанниках, о педагогических работниках.
На сайте МКДОУ размещаются важные документы, касающиеся организации образовательного процесса – публичный отчет заведующего, документы, регламентирующие работу детского сада.
— возможность предоставления образовательных услуг в дистанционном режиме или на дому. ДОУ предоставляет образовательные услуги в консультативном пункте . Подробнее о функционировании консультативного пункта на странице нашего сайта «Консультативный пункт»https://сказка11.рф/консультативный-пункт/ Для родителей, неорганизованных детей, в дистанционном режиме функционирует «Служба психолого-педагогического сопровождения семьи»:https://сказка11.рф/консультативный-пункт/
ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
Доступ детей к электронным образовательным ресурсам МОЖЕТ БЫТЬ обеспечиваться под руководством педагогов:
- с воспитанниками, в том числе с инвалидами, проводятся занятия с использованием интерактивной доски
НАЛИЧИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ КОЛЛЕКТИВНОГО И ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ
В детском саду имеются технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
— мультимедийная установка (проектор, экран, ноутбук);
— музыкальные центры (музыкальный зал);
Дети-инвалиды и лица с ОВЗ могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях.
КОЛИЧЕСТВО ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ В ОБЩЕЖИТИИ, ИНТЕРНАТЕ, ПРИСПОСОБЛЕННЫХ ДЛЯ ПОЛЬЗОВАНИЯ ИНВАЛИДАМИ И ЛИЦАМИ С ОВЗ
Наличие общежития, интерната, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья не предусмотрено
Комментарии