Доступная среда

• Федеральный закон от 01.12.2014 №419-ФЗ О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации

• Приказ Минобрнауки от 09.11.2015 №1309 Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования

• Приказ МО и МП СК от 05.02.2016 №80 – пр Об утверждении Порядка разработки и реализации перечня мероприятий по психолого – педагогической реабилитации или абилитации инвалида

• Концепция инклюзивного образования детей с ОВЗ в Ставропольском крае

• Инструктирование сотрудников по вопросам доступности для инвалидов услуг и объектов

• Инструктирование сотрудников по вопросам доступности для инвалидов услуг и объектов Часть 2

Реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики. В России началась реализация Программы по созданию безбарьерной (доступной) среды для инвалидов и маломобильных групп населения.

В соответствии с нормативными документами РФ к маломобильным группам населения относятся:

·         Инвалиды с поражением опорно-двигательного аппарата (включая инвалидов, использующих кресла-коляски)

·         Инвалиды с нарушением зрения и слуха

·         Лица преклонного возраста (60 лет и старше)

·         Временно нетрудоспособные

·         Беременные женщины

·         Люди с детскими колясками

·         Дети дошкольного возраста.

Безбарьерная (доступная) среда — это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни.

Одной из важных задач Программы является создание необходимых условий для безбарьерной среды, дружелюбной окружающей среды, благодаря которым возможно наиболее полное развитие способностей и максимальная интеграция инвалидов в общество. Критерием оценки такой политики является доступность для инвалида физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, а также доступность информации и каналов коммуникации.
В современном обществе создание доступности образовательного пространства — приоритетная задача не только государственного, но и международного значения. В настоящее время государственная политика нашей страны направлена на поддержку детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Согласно образовательной политике Российской Федерации, «особое внимание требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов…»

Одним из приоритетных направлений государственной политики является политика создания условий для предоставления детям-инвалидам и детям с ОВЗ равного доступа к качественному образованию в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, с учетом особенностей их психофизического развития.

ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА
В современном образовании поставлена цель — обеспечить доступное и качественное образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Поэтому МКДОУ «Детский сад №11 «Cказка» принимает на себя обязательство выстроить образовательный процесс таким образом, чтобы дети с ОВЗ и дети-инвалиды были включены в него и могли обучаться совместно с другими детьми. Наши педагоги ДОУ  учатся работать с разноуровневым контингентом детей, находящихся в одном информационном поле. В группе могут присутствовать здоровые дети и дети с ОВЗ, такие как: дети с ДЦП, слабовидящие, слабослышащие, дети с нарушением РАС и дети-инвалиды.

Значения условных обозначений категорий инвалидов:

Инвалиды с нарушением слуха

Инвалиды с нарушением зрения

Инвалиды с нарушением интеллекта

Инвалиды на кресле-коляске

Инвалиды с нарушением опорно-двигательного аппарата

Предметно-развивающая среда — это система материальных объектов деятельности детей, функционально моделирующая содержание духовного и физического развития самих детей. Поэтому педагоги  уделяют огромное внимание изменению, обогащению, улучшению развивающей среды для детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Предметная среда должна обеспечивать возможность педагогам эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровнем активности, но самое главное должна способствовать развитию самостоятельности и самодеятельности детей. Педагоги  моделируют развивающую среду, исходя из возможностей воспитанников, учитывая индивидуальные особенности детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

Помимо этого, при организации предметно-развивающей среды учитываются:

·         закономерности психического развития,

·         показатели здоровья дошкольников,

·         психолого-физиологические особенности,

·         уровень общего развития,

·         коммуникативные особенности и речевое развитие,

·         эмоциональное благополучие.

В соответствии с требованиями ФГОС ДО по созданию специальных условий обучения, воспитания и развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, развивающая предметно-пространственная среда для детей с ОВЗ и детей-инвалидов в нашем детском саду способствует наиболее эффективному развитию индивидуальности каждого ребенка, с учетом его склонностей и интересов, облегчает процесс адаптации с учетом интеграции образовательных областей и соблюдения принципов ФГОС.

При построении коррекционной образовательной среды ДОУ для детей с ОВЗ учитываются следующие принципы:

1.     Принцип развития — Взаимосвязь всех сторон личностного развития; целостность личностного развития; готовность личности к дальнейшему развитию.

2.     Принцип природособразности воспитания — Соответствие педагогического влияния биологической и социальной природе ребенка с ОВЗ; понимание сложности внутренней природы ребенка, выраженности отклонения в его развитии.

3.     Принцип психологической комфортности — Создание благоприятного микроклимата общения, стимулирующего активность дошкольника с ОВЗ; обеспечение воспитаннику положительного «эмоционального самочувствия».

4.     Принцип взаимодействия — Установление глубоких личностных отношений между участниками педагогического процесса (педагоги, дети, родители); воспитатель как равноправный партнер и сотрудник в процессе взаимодействия.

5.     Принцип доверительного сотрудничества — Отсутствие давления на ребенка, доминантности во взаимодействии с ребенком: открытость, искренность в сотрудничестве.

6.     Принцип обучения деятельности — Обучение умению ставить цели и реализовывать их, в дальнейшем формирование готовности к самостоятельному познанию у детей.

7.     Принцип здоровьесберегающий — Забота о душевном состоянии ребенка, его психологическом и физическом благополучии; обеспечение психологического комфорта; устранение стрессогенных факторов, факторов, влияющих негативно на соматическое и психическое здоровье ребенка.

Предоставление услуг на объекте МКДОУ «Детский сад №11 «Сказка»

  • Автостоянка (места) для инвалидов — не имеется;
  • Адаптированные лифты — отсутствуют;
  • Раздвижные двери — не имеется;
  • Пандус — не имеется
  • Вывески со шрифтом Брайля — не имеется.

В МДОУ №11 «Сказка»  проводятся работы по созданию условий для организации доступной среды в соответствии с планом.

Специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального использования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья не предусмотрено.
В 2021-2022 учебном году в МКДОУ «Детский сад «Сказка» воспитанников с ОВЗ, детей инвалидов нет.

Услуги родителям (законным представителям) из числа инвалидов и иных маломобильных групп населения оказываются только информационного характера и могут предоставляться как в учреждении, так и дистанционно (по электронной почте  elena-buryakova2014@mail.ru, через сайт https://сказка11.рф   либо по телефону 8 (87964) 6-50-27

РОДИТЕЛЯМ ВАЖНО ЗНАТЬ!
Детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам государство обеспечивает (в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида):

·         дошкольное воспитание;

·         внешкольное воспитание и образование;

·         среднее общее образование;

·         среднее профессиональное образование;

·         высшее профессиональное образование.

Им предоставляется возможность посещать детские дошкольные учреждения общего типа, если же состояние их здоровья это исключает, они направляются в специальные дошкольные учреждения.

Если ребенок-инвалид не может посещать специальное общеобразовательное учреждение, его обучают на дому по полной общеобразовательной или индивидуальной программе. Основанием для этого является заключение лечебно-профилактического учреждения.

Обучением ребенка на дому занимается ближайшее к его месту жительства образовательное учреждение, которое бесплатно предоставляет учебники, учебную, справочную и другую литературу, обеспечивает специалистами из числа педагогических работников, оказывает методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ, осуществляет промежуточную и итоговую аттестацию, выдает прошедшим итоговую аттестацию документ государственного образца о соответствующем образовании.

Родители (законные представители) могут при домашнем обучении дополнительно приглашать педагогических работников из других образовательных учреждений

ИНФОРМАЦИЯ О СПЕЦИАЛЬНО ОБОРУДОВАННЫХ УЧЕБНЫХ КАБИНЕТАХ

Специально оборудованных учебных кабинетов в детском саду  нет.

СПЕЦИАЛЬНО ОБОРУДОВАННЫЕ ОБЪЕКТЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

     Дети инвалиды и дети с ОВЗ небольшой и средней тяжести  участвуют в образовательном процессе на общих основаниях. При организации  образовательной, игровой деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья имеется коррекционное оборудование: фитболы разного размера, массажные мячи, набивные мячи, массажные дорожки,  мягкие спортивные модули, мягкие маты.  В ДОУ обеспечено психолого–педагогическое сопровождение воспитанников всех категорий.  Специально оборудованные объекты для проведения практических занятий  не предусмотрены.

Развивающая предметно-пространственная среда постоянно совершенствуется за счет приобретения нового игрового оборудования и мебели. Подбирается определённое оборудование: дидактические материалы, средства, соответствующие психолого-педагогическим особенностям возраста воспитанников. Предусматривается реализация принципа интеграции образовательных областей, развития детских видов деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно исследовательской, изобразительной, конструктивной, восприятия художественной литературы и фольклора, музыкальной, двигательной.    РППС  отвечает санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям. РППС в группах детского сада  построенная по следующим принципам: открытость; гибкое зонирование; мобильность; полифункциональность, интеграция; гендерный подход; учет возрастных особенностей. В группах оборудованы физкультурные зоны с набором игр, пособий для развития движений, снятия статического напряжения.  Для занятий с детьми в спортивном зале имеется оборудование необходимый спортивный инвентарь:  гимнастическая стенка, спортивные маты,  обручи и мячи разных размеров, скамейки, скакалки, гимнастические палки, шнуры для выполнения упражнений, кегли,  ленты и многое другое. Размещение оборудования отвечает возрастным особенностям и потребностям детей.  Расположение мебели и игрового оборудования отвечает требованиям техники безопасности, принципам психологического комфорта, позволяет свободно перемещаться в пространстве.

 СПЕЦИАЛЬНО ОБОРУДОВАННЫЕ БИБЛИОТЕКИ 

    В детском саду отдельного помещения библиотеки нет, литература находится в методическом кабинете. Кабинет укомплектован учебно-методическими пособиями, справочными изданиями, детской художественной литературой, которые подобраны в соответствии с образовательными областями: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

СПЕЦИАЛЬНО ОБОРУДОВАННЫЕ СПОРТИВНЫЕ ОБЪЕКТЫ

Специально оборудованные спортивные объекты в детском саду  отсутствуют.

Сохранение и укрепление здоровья одна из приоритетных задач дошкольного учреждения. Для развития физических качеств и обеспечения разнообразной двигательной активности дошкольников детского сада функционируют различные объекты спорта: физкультурный зал, уголки двигательной активности в группах, стадион на территории детского сада. В физкультурном  зале воспитанники детского сада занимаются физической культурой, утренней гимнастикой, здесь проходят физкультурные досуги, спортивные соревнования, праздники, а также кружковая работа по физкультурному направлению. Зал оснащен всем необходимым спортивным оборудованием и инвентарем; Стадион  используется для проведения утренней гимнастики, физкультурных занятий, спортивных праздников и развлечений на улице. Уголки двигательной активности используются для проведения подвижных игр, закаливающих процедур и самостоятельной двигательной активности детей

ФОТО

Физкультурный уголок в группе

СПЕЦИАЛЬНО ОБОРУДОВАННЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Педагоги МКДОУ «Детский сад № 11 «Сказка» применяют в образовательном процессе элементы учебно-материальной базы, являющиеся компонентом учебно-воспитательного процесса, средства обучения оказывают большое влияние на все другие его компоненты — цели, содержание, формы, методы.

В детском саду имеются следующие средства обучения :

  • печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения,  рабочие тетради,  раздаточный материал и т.д.);
  • аудиовизуальные (презентации, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы);
  • наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски,);
  • активизация  познавательной деятельности, творческого потенциала, решения коррекционных задач  — песочные столы.                                                                                                      Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС  ДО к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно  — образовательных задач в оптимальных условиях.    Оборудование отвечает санитарно — эпидемиологическим нормам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.

 ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕСПРЕПЯТСТВЕННОГО ДОСТУПА В ЗДАНИЕ 

МКДОУ «Детский сад № 11 «Сказка» —  двухэтажное здание, которое  не предусматривает наличие подъемников и других приспособлений, обеспечивающий доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).  Тифлотехника, тактильные плитки, напольные метки, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений, приспособления для туалета/душа, кровати и матрасы специализированного назначения в учреждении отсутствуют.   Здание детского сада  оснащено системой противопожарной сигнализации и световым табло «Выход», видеонаблюдением. При необходимости,  инвалиду или лицу с ОВЗ будет предоставлено сопровождающее лицо.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ПИТАНИЯ 

   В МКДОУ «Детский сад № 11 «Сказка» организовано сбалансированное питание в соответствии с действующим Постановлением от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.10.2020 № 32 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения», примерным 10-дневным меню, утвержденным заведующим МКДОУ «Детский сад № 11 «Сказка» . Специальные условия питания инвалидов и лиц с ОВЗ не предусмотрены.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ 

   Санитарно-гигиеническое состояние МКДОУ «Детский сад № 11 «Сказка»  соответствует требованиям СанПин 2.4.3648-20. Световой, воздушный и питьевой режимы соблюдаются. Имеются медицинские кабинеты, оборудованные в соответствии с нормативными требованиями. Охрана здоровья осуществляется в полном соответствии с нормативными актами Российской Федерации. Весь педагогический состав ежегодно проходит инструктаж по оказанию первой медицинской помощи.

С целью снижения заболеваемости проводятся профилактические и закаливающие мероприятия (утренняя и корригирующая гимнастика с использованием дыхательных упражнений, воздушные ванны, правильная организация прогулки, соблюдение температурного режима в течение дня); все помещения оборудованы рециркуляторами воздуха;

Детский сад обслуживает  медицинская сестра . Медицинский персонал наряду с администрацией несет ответственность за здоровье и физическое развитие детей, проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима и обеспечение качества питания. Ежегодно составляется комплексный план оздоровления детей с учетом возможностей МКДОУ «Детский сад № 11 «Сказка» , который включает в себя оздоровительные мероприятия: закаливающие мероприятия, витаминотерапия, вакцинопрофилактика, элементы лечебной физической культуры.

ДОСТУП К ИНФОРМАЦИОННЫМ СИСТЕМАМ И ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫМ СЕТЯМ 

     Одним из важных направлений в деятельности детского сада является информатизация образовательного процесса, которая рассматривается как процесс, направленный на повышение эффективности и качества воспитательно – образовательного процесса, и администрирования посредством применения ИКТ (информационно-коммуникативных технологий).
В свободном доступе для детей в детском саду компьютеров не имеется, для педагогов и административного управления — 3 компьютера, 2 ноутбука — все имеют выход в Интернет, 2 проектора, 3 принтера и  интерактивная доска. А также детский сад оснащен —  фотоаппаратом,  видеокамерами, 2 телевизорами, 5 магнитофонами и  музыкальным центром.
В свободное от деятельности с детьми время каждый педагог детского сада  может воспользоваться техническими и сетевыми ресурсами для выполнения воспитательно-образовательных задач.
Рассматривая процессы повышения эффективности образовательного и управленческого процессов через призму информатизации, мы считаем, что компьютер может и должен стать тем инструментом, который позволяет: во-первых, повысить эффективность воспитательно-образовательного процесса, так как:

  • включение в образовательную деятельность мультимедиа материалов (видео, звука, иллюстрационного материала) повышает ее наглядность;
  • использование цифровых образовательных ресурсов предметной направленности позволяет организовать изучение материала каждым воспитанником индивидуально, в наиболее предпочтительном для него темпе;
  • сетевые возможности компьютера позволяют выйти в поисках необходимой информации за рамки группового помещения, того объема информации, которая предоставляется воспитателем или родителями.

В детском саду создан, постоянно пополняющийся и обновляющийся сайт, на котором располагается информация о деятельности учреждения, её основных направлениях; об истории и развитии детского сада, его традициях, о воспитанниках, о педагогических работниках.
На сайте МКДОУ размещаются важные документы, касающиеся организации образовательного процесса – публичный отчет заведующего, документы, регламентирующие работу детского сада.

 ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ

Доступ детей к электронным образовательным ресурсам МОЖЕТ БЫТЬ обеспечиваться  под руководством педагогов:

  • с воспитанниками, в том числе с инвалидами, проводятся занятия с использованием интерактивной доски

НАЛИЧИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ КОЛЛЕКТИВНОГО И ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ

В детском саду имеются технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
—  мультимедийная установка (проектор, экран, ноутбук);
— музыкальные центры (музыкальный зал);
Дети-инвалиды и лица с ОВЗ могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях.

КОЛИЧЕСТВО ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ В ОБЩЕЖИТИИ, ИНТЕРНАТЕ, ПРИСПОСОБЛЕННЫХ ДЛЯ ПОЛЬЗОВАНИЯ ИНВАЛИДАМИ И ЛИЦАМИ С ОВЗ

Наличие общежития, интерната, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья не предусмотрено

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *